Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

ФГАУ " Центр Просветительских Инициатив "

показать меню
«Школа на селе – это не просто школа, это центр духовной жизни»
«Школа на селе – это не просто школа, это центр духовной жизни»
«Школа на селе – это не просто школа, это центр духовной жизни»

«Школа на селе – это не просто школа, это центр духовной жизни»

Василиса Скворцова, директор Деминской средней общеобразовательной школы, поселок Река Дема, Оренбургская область


Как простая сельская школа стала «футуристической»?

В 2016 году там, по словам Василисы Скворцовой, произошло уникальное для Оренбургской области событие. Школа была реорганизована из основной в среднюю, то есть из девятилетки в одиннадцатилетку. С этого момента начался резкий прирост количества обучающихся – за шесть лет он составил 140%! В старое здание учебного заведения, даже в режиме двух смен обучения, школьная семья уже не помещалась.

«Благодаря национальному проекту «Образование» при активной поддержке губернатора Оренбургской области Дениса Паслера в 2021 году наша дружная семья заселилась в футуристическое здание площадью более 5 000 кв. метров – с учебными физическими, химическими, робототехническими лабораториями, столярными, швейными, мастерскими, современным пищеблоком, актовым и спортивным залами. У нас даже есть свой собственный «кулинариум» – кулинарный кластер, оснащенный самым современным технологическим оборудованием. Не могу не упомянуть и о нашей визитной карточке – брендированных учебных кабинетах с образовательными пиктограммами, рекреациях с пуфами и диванами. И конечно же, о нашей мультифункциональной пришкольной территории, где размещены поля для занятий футболом, волейболом, баскетболом, настольным теннисом и игровыми площадками», – рассказала директор.

Где родился, там и пригодился

«Хочу поделиться небольшим управленческим лайфхаком. Мы начинаем готовить будущих педагогов уже со школьной скамьи – не только предметно, но и максимально погружаем их в профессию. Особым поводом для гордости для нас является то, что 30% наших учителей – это молодые педагоги, то есть наши выпускники. Более того, соседние школы района благодарят нашу Деминскую школу за обеспеченность педагогическими кадрами. Наши ребята, окончив Оренбургский государственный педагогический университет, возвращаются в свои дома, свою родную школу уже в качестве коллег и, как правило, остаются здесь надолго. Это замечательно, потому что многие сельские школы как раз сталкиваются с нехваткой учителей, и в этом есть серьезные проблемы, которые пытаются решить. Очень рада, что в вашем регионе, даже в вашем населенном пункте, наверное, все по-другому: такая преемственность поколений», – сообщила Василиса Скворцова.

 Что такое «Зеленая лаборатория»?

Оренбургскую область называют третьим пахотным полем России, лидером страны по сбору пшеницы твердых сортов. Пономаревский район – это ее богатый зерновой уголок, а поселок Река Дема представляет собой развитую сеть крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому в 2022 году в Деминской школе был создан аграрный класс, или агрокласс.

Теперь школьники изучают основы агрономии, физику в сельском хозяйстве, агробиологию, агроэкологию, агробизнес. Главный партнер для школы – Оренбургский государственный аграрный университет. Преподаватели, доктора и кандидаты наук курируют всю работу. В школе даже создано местное крестьянско-фермерское хозяйство, где организованы несколько экспериментальных и контрольных грядок. Там ребята выращивают пшеницу, чечевицу, ячмень.

«В течение этого лета наши ребята вели дневники наблюдений, где следили за тем, как вели себя растения, получающие удобрения и не принимающие полезные витамины. Один из таких интересных школьных проектов – это «Зеленая лаборатория», где проводятся эксперименты с сортами перца, томатов, огурцов, гороха, цветов, авокадо и микрозелени. Ребятам это очень нравится, и мы будем поддерживать и развивать в дальнейшем этот проект».

Как пустить сельское хозяйство на цифровые рельсы?

В октябре этого года на базе Деминской школы открылась площадка проекта «Яндекс.Лицей». По словам Василисы Скворцовой, одна из их стратегических задач – это синтез сельского хозяйства и IT-технологий.

Школьники уже создали «смарт-домик», или умный улей, который ребята оснастили дистанционным блоком управления, подключили к нему весовую платформу, погодный датчик температуры и влажности.

«Движение Деминской школы по информационно-технологическому колесу осуществляется как раз по адаптированной модели стандартов московского предпрофессионального образования. Ребята углубленно изучают профильные предметы, такие как физика, информатика, математика. Также они занимаются программированием, инженерным дизайном, 3D-моделированием, робототехникой, а теперь еще и беспилотными летательными аппаратами. Хотелось бы также отметить, что колоссальную помощь в обучении детей и программировании оказал нам Московский физико-технический институт, так называемый МФТИ, в рамках проекта «Код будущего».

 Что значит быть учителем сельской местности?

«Быть учителем сельской местности – это прежде всего очень ответственно и почетно. Вообще, сельский учитель – это пахарь. Это тот, кто живет школьным народом, то есть детьми. Самой большой проблемой для нас является, конечно же, географическая удаленность от областного центра, то есть от Оренбурга, что значительно ограничивает возможность участия наших детей в каких-то культурных событиях, экскурсиях на предприятия города».

Родитель + учитель = коллеги

«Я всегда говорю коллегам о том, что сегодня в школу пришел другой, современный родитель. Какими-то обычными наставлениями его в современную школу в качестве союзника (я еще люблю говорить «коллеги») не вовлечь. Продуктивная форма взаимодействия с родителями – это прежде всего работа в составе управляющего совета школы, где важен голос каждого из них. И этот голос не просто важен, он еще и слышен. Родители совместно с детьми принимают участие в театральных постановках, в вечерних хоккейных и волейбольных баттлах, шахматных турнирах, реализуют дизайнерские проекты».

Что вдохновляет Василису Скворцову продолжать нелегкий, но важный труд педагога?

«Это, наверное, повседневные рабочие моменты. Когда бывшие ученики приходят и выражают слова благодарности за уроки, на которые ходили с удовольствием, несмотря на всю сложность моего предмета, английского языка, когда твои выпускники идут по твоим стопам, выбирают твою профессию, успешно оканчивают университеты, когда ты понимаешь, что работаешь не зря, когда незатейливые детские поделки и рисунки с признаниями в любви дарят дети вне зависимости от праздничных дат, когда ты получаешь признание коллег, когда родители являются не просто родителями, а твоими соратниками, союзниками. Все это является мощным катализатором движения вперед».